Воскресенье, 20.09.2020, 16:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Новости | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Адрес
91050, город Луганск, квартал имени маршала Жукова, 20-а
Наши контакты
Телефон: (0642) 41-30-45 E-mail: sadik-98@ukr.net

Детский сад №98 "Подсолнушек" г. Луганск

Главная » Статьи » О садике

О нас в газете

«Великое начинается с малого...»

Один из старейших детских садов Луганска в этом году празднует 45-летие с момента открытия. Это Коммунальное дошкольное учебное учреждение ясли-сад комбинированного типа № 98, расположенный в квартале Жукова.

Проект был утвержден в 1965 году, а первых воспитанников сад принял уже в феврале 1967 года. С момента открытия и до 1975 года возглавила дошкольное учреждение Мария Ивановна Лысенко.

На смену ей пришла Людмила Афанасьевна Тропина, которая заведовала садиком 25 лет – вплоть до 2000 года. А затем детсад был доверен заботам дочери Людмилы Афанасьевны – Марии Рудольфовне Бредихиной, которая является заведующей вот уже 12 лет.

Как рассказала Мария Рудольфовна, ко Дню рождения детский сад готовится каждый год, раз в пятилетку бывают и концерты, и капустники, и, обязательно – угощение, ведь отмечают не в узком кругу рабочего коллектива, но в гости ждут и ветеранов. И пусть «не круглые» даты отмечаются скромно, зато – в по-семейному теплом кругу тех, кто... Нет, не «отработал в детском саду», а – кого позвало за собой когда-то Призвание (да простят меня герои этой публикации за высокопарность, которой они предпочитают избегать – авт.). Тех, кто пришел в эти теплые стены, наполненные детским смехом, пришел – да так и остался, потому что просто не мыслит себя вне этой профессии, не может больше представить себя ни в какой иной ипостаси...

Накануне юбилея Мария Рудольфовна поделилась с «XXI веком» теми маленькими историями, радостями и бедами, теми скромными провалами и достижениями, с которых, в принципе, начинается Большая человеческая жизнь.

– Мария Рудольфовна, если оглянуться назад и сравнить три периода (1967-1975 гг., 1975-2000 гг. и начиная с 2000 года), то наверняка каждый из них был в чем-то особенным. Ведь, как бы там ни было, именно первый руководитель «задает тон» и «определяет курс». Исходя из того, что Вы помните, что Вам рассказывали коллеги, как бы Вы в 2-3 словах охарактеризовали эти этапы в истории сада?

– Первый – начальный, пробный. Ведь сад был новый, один из первых в Жовтневом районе Луганска, а значит – формировался коллектив, шла «притирка», появлялись свои традиции. В то же время, приходилось работать «как все» – такое было время.

Второй период – многоплановый. С одной стороны, произошел количественный и качественный рост педагогического коллектива, а с другой – был такой момент, когда на 12 группах осталось всего 12 воспитателей и 4 няни (вместо 24 и 12, соответственно). И в каждой группе – по 40 детей, как можно было работать? На это же время пришлись и капитальный ремонт сада, и перестройка в государстве и обществе. (Поначалу вокруг садика был деревянный забор, на здании – плоская, односкатная крыша. А в 1978-1979 учебном году, за 10 месяцев, был сделан капитальный ремонт, и сад преобразился. Но, к сожалению, это был первый и последний ремонт за 45 лет существования садика...). И на тот же период припали тяжелые первые годы независимости Украины, когда вообще не знали, как и чем кормить детей. И в несколько заходов – реформа образования (которая, кстати, длится до сих пор – ред.).

А теперь, наверное, – период обновления. Период, когда мы, с помощью родителей, пытаемся обновить и отремонтировать здание. И, плюс ко всему, у нас идет обновление коллектива: кто-то уходит на пенсию, ему на смену приходит молодежь. У нас сейчас коллектив молодой, самому старшему из воспитателей – 55 лет, самой младшей – 21, а «костяк» составляют 35-45-летние.

– А с чем была связана нехватка кадров во второй период?

– В советское время работа в детском саду была непрестижной и низкооплачиваемой. Наша завхоз рассказывала, что когда она пришла в наш детсад, у нее ставка была – 45 рублей. В 90-м году это было 90 рублей (в те времена практически такой же была стипендия отличника в ВУЗе – ред.). Получалось, что нянями шли работать мамы, у которых дети ходили в этот же сад. А у воспитателя, в 1989-м, – 105 рублей (для сравнения: косметика, например, стоила 100 рублей в комиссионном). То есть, сюда шли работать вынужденно – те, у кого маленькие дети, или часть болеющие.

– И, наверное, в те времена была еще и страшная текучка кадров…

– Я бы не сказала. Уходили те, кто попал сюда случайно, да и то далеко не все. Если уж ты пришел в сад и прочувствовал, что это – твое, то на дальнейший выбор не повлияет ни зарплата, ни стереотипы общества – «престижный», «не престижный», – ни другие нюансы. В общем, как и в любой другой профессии. Кто тут задержался, кто «наш» – тот остается здесь навсегда.

И самое интересное, что на другом поприще себя уже не видишь. Помните, было время, когда в 90-е педагоги массово уходили на рынок, потому что надо было как-то выживать? Да, есть те, кто так и стался на рынке, но «повернутые» на своей профессии – вернулись. Или вообще никуда не ушли, несмотря на мизерную зарплату, на задолженности по выплатам, на закрытие детсадов и т.д., и т.п.

Кстати, бывает и наоборот: к нам пришел воспитатель с торговым образованием. (В советское время ведь для работы в ясельной группе было далеко не обязательно педагогическое образование, а при желании, позже заочно можно было окончить педагогическое училище.) Так и получилось, что она пришла к нам вместе со своими детьми – да так и осталась. А сейчас у нас работает воспитателем Виктория Леонидовна Арефина, которая в свое время получила диплом о высшем образовании в... Ворошиловградском машинституте. Причем, училась на экономическом факультете – по настоянию мамы-педагога, хотя хотела совсем другого. Она пришла к нам сразу после института – и вот уже сколько лет работает...

Теперь требуют дошкольное высшее образование, но за три года к нам пришла всего одна выпускница такого уровня. Приходят с не-дошкольным профилем – психологи, филологи и т.п., и по закону мы не имеем права их принимать. Но, как в каждой профессии, если стремишься к чему-то, приходишь сюда по зову сердца – обязательно найдешь и пути к достижению цели, и силы. Тем более – если мечтал о чем-то в детстве, потому что, уверена, все мы, какое бы образование ни получили, повзрослев, все равно возвращаемся к своим детским мечтам, так или иначе. Кто-то пытается реализоваться через своих детей, а кто-то – строит собственную судьбу. Вот если я играла все свое детство в садик – я сюда и пришла.

– Как ваш коллектив обычно отмечает Дни рождения сада?

– Мы празднуем «пятилетки». Правда, не отмечали 40 лет: все начали говорить, что это такая дата, которую даже люди со дня своего рождения не отмечают. Поэтому и мы не стали отмечать – побоялись (смеется – авт.). Сделали стенгазету. А к 35-летию подготовили концерт, пригласили и родителей, и ветеранов, и наших «шефов» – завод «Горизонт» (бывший завод ВГСЧ), которые хоть и бывшие, но и сейчас с нами дружат, и помогают, по мере возможности.

– Подготовка к 45-летию, наверное, в самом разгаре?

– Да, коллектив уже готовится, работает над сценарием. Обязательно будет концерт и для родителей, и даже ясельные группы планируют выступление. Единственное, что наши ветераны стали еще старше, и февраль – нестабильный месяц (это и гололед, и ветер, и осадки), поэтому мы решили празднование перенести на конец марта. Чтобы наших ветеранов можно было собрать всех вместе. Они, наверное, тоже друг друга давно не видели, и хотят увидеться и пообщаться.

– Мария Рудольфовна, удается ли отслеживать дальнейшую судьбу ваших воспитанников – кем они стали? Помнят ли воспитателей, наведываются ли в гости?

– У нас, к сожалению, в отличие от школ не бывает вечеров встреч. Поэтому нет настолько прочной связи с нашими выпускниками. Но зато очень многие, повзрослев и обзаведясь семьями, снова приходят к нам – и приводят своих деток. Уже приводят и второе, и третье поколение – то есть уже бабушки приводят внуков (улыбается – ред.).

– У вас есть «династии» воспитанников, а педагоги поддерживают ли «эстафету поколений«?

– До меня, как Вы знаете, четверть века возглавляла наш сад моя мама. А я здесь с – с 1976 года: ходила в садик, потом вернулась сюда няней, была воспитателем, логопедом и вот – доросла (смеется – ред.). И еще два воспитателя – Виктория Михайловна Дрыганова и Виктория Леонидовна Арефина – тоже когда-то ходили в наш детский сад. А в этом году к нам пришли работать еще две наши выпускницы – Варвара Валерьевна Рогожникова и Галина Викторовна Угнич; причем, у нас до сих пор работают их воспитатели.

Долгое время проработали, и трудятся до сих пор, музыкальный руководитель Виктория Давидовна Суворова и Раиса Константиновна Пикалова. Это наша завхоз, которая пришла в сад нянечкой в 1972 году. А Виктория Давидовна – чуть ли не с момента открытия, с 1970 года, сразу после того как окончила ВУЗ. (Кстати, ее дочь, хоть и не работает в нашем саду, но тоже пошла по стопам матери, став педагогом – ред.) Наша няня Клавдия Семеновна Шагаева раньше работала в 100-м детском саду, а после его расформирования в 1996 году она пришла к нам, и работает до сих пор. Из этого же садика перешла и Люсьена Николаевна Яременко – она, насколько я знаю, всю свою трудовую жизнь провела в ясельной группе. В прошлом году она по выслуге лет вышла на пенсию, но не ушла от нас, а работает помощником воспитателя. И пусть не столько лет, но хранят верность нашему садику очень многие в нашем коллективе. Это и Виктория Михайловна Дрыганова, и Марина Викторовна Фуштей, и другие.

Есть те, кто ушел от нас – на повышение. Это, например, Светлана Ивановна Падалко – воспитателем-методистом в 127-й детский сад, Любовь Николаевна Грунина – заведующей в 117-й садик, а воспитатель-методист Галина Николаевна Субботина теперь заведует детсадом № 57 в Камброде. Так что мы – не большая «кузница», но кадры куем! (Смеется – ред.)

От нас ушла на пенсию Любовь Васильевна Безелева (Кузовлева) – это моя воспитательница. Педагог от Бога, я ее всегда ставлю в пример нашим воспитателям, и те, кто ее застал. Ей всегда на группу ставили молодежь, потому что она умела и научить, и «заразить» профессией. И те воспитатели, кто под ее «крыло» попал, становились такими же – чуткими, добрыми...

И не было ни одного ребенка и ни одного родителя, который бы пожаловался на Любовь Васильевну, был недоволен хоть чем-то или обижен. И никогда не слышала плохих отзывов. Хотя плохие отзывы – это вообще у нас огромная редкость, наши дети любят детский сад. Некоторые – так вообще уходить не хотят, и, бывает, чуть ли не сбоем приходится забирать их вечером домой.

– За то время, пока Вы работаете в детском саду, изменился ли как-то контингент тех, кто приходит в детский сад?

– Меняются и дети, и родители, и те, кто к нам приходит устраиваться на работу. Родители сейчас стали более понимающими, чем 10 лет назад, но – и более требовательными. И, наверное, более внимательными к своим детям. Если раньше на утренники, например, приходила, от силы, половина родителей, то теперь хотят увидеть выступление своего ребенка не только мамы и папы, но и бабушки с дедушками, еще и кумовьев зовут – в общем, приходит вся родня. А дети сейчас – более непосредственные и раскованные, они лишены тех комплексов, которые есть у их родителей и бабушек с дедушками.

Как раньше приходили «просто поработать», так и теперь таких хватает. Впрочем, «идейные», которые «болеют» за детский сад – они как были раньше, так есть и сейчас. Вот приходит к нам молодежь – и сразу видно: «наша». А другая с первых же дней сама заключает: «Ой, это не мое, я не буду, я боюсь детей...» А когда боишься детей и, тем более, их не любишь – работать не сможешь. Ну, хватит тебя от силы, на месяц-два. Хочется, конечно, чтобы больше приходило тех, которые «идейные», которые живут жизнью своей группы и сада.

А если говорить в целом, то раньше мы, в силу государственной политики, были идейными, были коллективистами. А теперь, как правило, люди живут интересами, потребностями и переживаниями замкнутых групп – своей семьи, своей родни, «своей» группы в детском саду. Но дело в том, что о садике судят не по одной группе...

– От учителей начальной школы довелось услышать шокирующую вещь: не редкость, когда в первый класс ребенок приходит абсолютно безо всяких навыков самообслуживания. То есть, он не умеет завязать шнурки, застегнуть пуговицу, выкрутить тряпку, которой стирает мел с доски. А в детском саду – сталкиваются ли с этим и борются ли?

– Возвращаясь в советское время, вспоминаем, что было обязательным трудовое воспитание. У нас были огороды, мы могли привлекать детей к уборке группы (протереть пыль, полить цветы и т.п.). А сейчас – родители очень поменялись, и если ребенка что-то попросишь сделать, сразу возмущаются: «Почему вы эксплуатируете моего ребенка?» Поэтому останавливаемся на поливе цветов, уборке игрушек за собой, на одевании-раздевании. Ведь родители постоянно спешат, потому утром быстренько сами ребенка одели, в группе – раздели, точно так же – дома, и когда ему учиться ту же пуговицу застегивать? А про шнурки я вообще молчу... Поэтому обучением этим простым вещам занимаемся мы. У нас есть сенсорные уголки, для которых воспитатели сделали пособия по застегиванию, по шнуровке...

И если дома иной ребенок и чашку за собой со стола не уберет – убирает мама, то в саду есть дежурные, которые накрывают на столы, и каждый после еды уносит сам свою посуду. Стараемся хотя бы таким образом немного приучать их к труду.

– Если сравнивать с прошлым, изменилась ли как-то роль детского сада в формировании личности ребенка, в степени его влияния на будущее маленького человечка?

– В советское время папа и мама допоздна работали, а ребенок – находился в детском саду, и под его влиянием. В ясли принимали с 2-х месяцев. То есть, ребенок до 7 лет получал то, что в него «закладывали» в детском саду. Каким мы его воспитаем – таким он дальше и пойдет. Позже увеличилась роль семьи и, особенно, улицы.

Сейчас мы принимаем детей с 1 года, не пеленаем, как раньше, а стараемся отучить от памперсов. Родители, в основном, работают в частных фирмах, то есть – опять не видят своих детей. У кого есть возможность – детей водят не в сад, а в центры развития, где с родителя, опять-таки, снимается ответственность. То есть, что раньше, что сейчас родители перекладывают свою ответственность за воспитание и обучение на плечи каких-либо учреждений.

Но если раньше родители относились к педагогу не просто с уважением, но с доверием и даже почтением, то теперь они – более требовательны и более критичны; они знают свои права и умеют рассказать: «Вы должны дать ребенку вот это и вот это» (правда, при этом забывают о своих обязанностях перед ребенком). Но есть и замечательные родители, которые общаются со своими детьми, слышат их и разговаривают с ними, делают что-то вместе. И такие папы и мамы с удовольствием принимают участие в наших выставках поделок. Например, у нас проходил конкурс «Герб моей семьи», обязательно проводим выставки сезонных работ – таким образом стараемся хоть немного родителей объединить с их детьми. Потому что некоторые, как приведут в семь утра ребенка – так в семь вечера и забирают, а потом передают няням, бабушкам или еще кому-то... И дети своих родителей не видят. И, соответственно, не умеют их любить.

А с любви к родным, к семье начинается любовь к малой Родине и к большой стране, в которой родился и живешь...



Джерело: http://xxivek.com.ua/article/6917
Категория: О садике | Добавил: Методист (28.02.2012)
Просмотров: 764
Конструктор сайтов - uCozОфициальный сайт ГУ ЛНР "Ясли-сад № 98 "Подсолнушек"